Гамлет. Рецензии. Размышления

Автор: Ольга Федорова

Яд в "Гамлете" как еще один персонаж.




Яд в "Гамлете" как еще один персонаж. Судите сами: с него начинается и им заканчивается действие пьесы. Атмосфера Эльсинора, события словно отравляют героев. И он убивает пять человек. Гамлета-старшего (братец с настойкой в саду, если верить Призраку), Гертруда (бокал с отравой, предназначенный ее сыну), Лаэрт (клинок рапиры сам смазал ядом, который до этого сам и приобрел; а вот зачем такие припасы?!), принц Гамлет (рапира Лаэрта) и Клавдий (тройная смерть: удар отравленной рапирой, вдогонку бокал с отравой, приготовленной Королем). Возможно для той эпохи это нормально. Но как подумаю, жуть берет. Вдобавок это не весь список жертв. Офелия, Розенкранц, Гильденстерн и воюющая армия норвежцев ("Куда поход? - На Польшу...").

Король Клавдий умирает, как и его брат - без причастия и покаяния. И без смирения. Старший погиб во сне. Этот - в полном сознании, цепляясь за власть, как за обломок тонущего судна. С воплями ужаса он мечется среди придворных и никто не приходит на помощь хотя бы со словом утешения.

И кто сказал, что Гамлет не может стать королем? ОН ИМ ДОЛЖЕН БЫЛ СТАТЬ. С ним произошло, что так часто случалось с наследниками трона: его обошли, обыграли... Но, в отличие от Клавдия, умирает он не в одиночестве, а на руках лучшего друга, И своей тени, отражения, кусочка его самого - Горацио.

О "Гамлете".


Мейерхольд сказал как-то, что если б сгорели все пьесы, но уцелел "Гамлет", то все равно все театры мира могли бы работать.

"Гамлет" неисчерпаем. Факт!

И Принц не зло, разрушающее и калечащее всех и вся вокруг, не капризный ребенок, с отнятой погремушкой. Это слишком просто, плоско и убого. Для меня он - философ, человек образованный (Виттенберг был святилищем науки в ту эпоху, даже не знаю с чем сравнить), остроумный и демократичный (разговоры с актерами, с друзьями). Одно лишь "лязганье двуручных мечей" не подходит для ТАКОГО ТЕКСТА.

И... это самая пародируемая пьеса. Вспомните "Героя последнего боевика". Пацан на уроке литературы воспринимает пьесу, только представив в ней своего любимого героя: "Клаавди-ий... Ты убил моего отца... Бо-о-ольша-а-ая ошибка...". Клавдий летит в окно, а Фортинбрасса выносят гранатой. "Быть или не быть?.." Взрыв. Удовлетворенно: "Не быть." Пацан счастлив.
Можно укоротить текст до трех листов (Пастернак в свое время умолял Козинцева сокращать, т.к. перевод не отражает напора, мощи и красоты слова), но все равно пьеса выживет. Она и не такое выдерживала! Шекспир написал универсальную схему. Кто-то даже сказал, что все сюжеты у Шекспира, остальным остается их вариации. И схему "Гамлета" можно обнаружить там, где и не предполагается "высокий штиль".

ГАМЛЕТ - НЕ ЗЛО. Он не колеблется. Он не поднимает руку до последнего, потому что он - христианин! Он не желает погибели своей души. Клавдий ее уже угробил, зачем ему уподобляться. Не будь отравленной рапиры Лаэрта, как все бы повернулось - вопрос... Клавдия настигает тень, призрак с того света, ведь Принц уже мертв. "Всей жизни у тебя на полчаса...". Его вынудили. Властолюбец отнял у него отца, мать, трон, возлюбленную. Он видит мир придворных лизоблюдов. Познает бездну предательства. Сталкивается с Потусторонним. Фортинбрасс, принц норвежский (в его стране то же правит дядя!) называет его воином и велит воздать почести.

Есть что-то в образе необъяснимое, что заставляет спорить и гадать: о возрасте, о внешности, о мотивах. Он - неисчерпаем! И это прекрасно!

Цитата Кристофера Пламмера.


"В каждом человеке есть частица Гамлета..." - Кристофер Пламмер, актер.

Комментарии

Популярные сообщения